Сила в гибкости

Операторам украинского рынка СУГ требуется все большая изворотливость и целенаправленность для защиты интересов бизнеса и клиентов

Зависимость от импорта СУГ не обещает спокойных и стабильных поставок и цен операторам украинского рынка СУГ. Развитие рынка этого экологичного и удобного топлива, по мнению многих операторов, ожидает ценовые скачки и логистические неурядицы.

Дмитрий МОСИЕНКО, главный редактор журнала OILMARKET, специально для журнала "ЭнергоБизнес"

На евразийские ветра

Перебои с поставками СУГ уже можно было наблюдать в первой половине июня, когда целый ряд операторов не получили свой газ в цистернах тех российских перевозчиков, против которых в мае СНБО Украины ввел новые санкции вслед за аналогичными шагами в США. Под санкции попали те железнодорожные цистерны, которые перевозчик сжиженного газа компании "Роснефть" - "РН-Транс" арендовал у других операторов, попавших под санкции, в частности, "ВЭБ-Лизинг"иВТБ-Лизинг".

В итоге, как отмечали операторы рынка, эти задержки с вагонами коснутся, в крайнем случае, не более 5 тыс т из 40-47 тыс т, которые, по данным консалтинговой компании Upeco, российская НК "Роснефть" направляет в июне на украинский рынок, однако, это уже оказало влияние на рост цен поставок на украинский рынок.

В течение нескольких лет, начиная с 2014 г., украинский рынок потребления СУГ набирал обороты столь естественно, динамично и спокойно, что сегодня эти, в общем-то, нелегкие для украинской экономики годы воспринимаются, как "годы стабильности" , в течение которых потребление этого экологичного и недорогого по сравнению с ДТ и бензинами топлива перешагнуло отметку 1 млн т в год, а в 2017 г. – и 1.5 млн т.

Российский вертикально интегрированный гигант "Роснефть" остается ключевым поставщиком импортного СУГ на украинский рынок. По данным компании Upeco, за 5 мес. 2018 г. "Роснефть" поставила в Украину 217.2 тыс т СУГ.

Как это нередко бывало в недавней истории, в ту пору, когда в Украине начинаются проблемы с поставками углеводородов из РФ, на помощь довольно быстро приходят поставщики из республик Средней Азии, безусловно, со своими условиями и оговорками.

В 2018 г., когда на украинском рынке продолжился рост потребления как автогаза, так и нефтехимии ("Карпатнефтехим" наращивает потребление), крупнейший производитель СУГ в Казахстане, компания Тенгизшевройл (ТШО), поставила за 5 мес. 2018 г. на украинский рынок 70 тыс т СУГ. При этом в мае были поставлены рекордные объемы в 20 тыс т. Похоже, кто-то из трейдеров попытался запастись на летние месяцы, и правильно сделал.

А вот в летние месяцы, как ожидается, ТШО намерена "прикрутить фитилек" и больше продавать не по термовым (долгосрочным) сделкам, в три раза сократив отгрузки в этом формате, а аккумулировать ресурс для более дорогих спотовых поставок. В августе-сентябре 2018 г. производство ТШО и вовсе, как ожидается, планируют остановить на профилактику, которая может затянуться от 25 до 40 дней.

Среди непосредственно российских и казахских поставок отдельными потоками идут объемы российских поставщиков, которые на украинский рынок попадают в силу бюрократических преград через территорию Беларуси. Две перевалки – "Трансэкспедиция" в Витебске (40 тыс т в месяц) и "ГазЭнерджиХим" в Могилеве (до 10 тыс т в месяц) имеют возможность переваливать в украинском направлении до 50 тыс т СУГ в месяц. При этом могилевский проект запущен лишь в апреле, специально для перевалки российских и казахских объемов.

На фоне сокращения до 33 тыс т в месяц производства СУГ украинскими государственными и частными производителями, такие дополнительные беларусские проекты, как новая могилевская перевалка, могут быть весьма востребованы на рынке.

Хотя к летнему пику спроса готовятся и производители, и зарубежные поставщики перевалки, по прогнозу компании Upeco, месячный дефицит баланса рынка СУГ может достигать 6-8% или порядка 10-13 тыс т.

Ценовой драйв и его американские последствия

Всем операторам рынка СУГ известна нехитрая формула, что для стабильного оптимального развития рынка автогаза, цена СУГ "на пистолете" не должна превышать в среднем уровень 50% цены бензина А-95.

Пока что в столичных сетях все спокойно, это при ценах на бензины на уровне 32 грн за литр и ценах на СУГ, редко превышающих 13 грн, однако, по словам трейдеров, растущие цены на нефть, рост цен на СУГ в России, маржа экспортеров, а также расходы на реэкспорт через Беларусь и Польшу могут существенно подогреть ценовое предложение к разгару автомобильного сезона.

По словам источников в трейдинговых структурах, вполне возможны цены 24 тыс грн за т и более 14 грн за литр в рознице. При этом не следует забывать, что в разгар прошлогоднего кризиса цены достигали 18 грн за литр.

Спад внутреннего производства СУГ и аппетиты евразийских поставщиков, а также польских и прибалтийских трейдеров, поднимающих цену, могут, в конечном счете, привести к тому, что на украинском рынке появится и американский пропан!

К этому существует все больше предпосылок. Наличие необходимых терминалов в Польше для приема трансатлантических газовозов для СУГ, удешевляющих до минимума главное логистическое препятствие, наличие ж/д перевалки 1520 на юге Польши и все большее число цистерн 1520, арендуемых поляками, а также прибалтийскими трейдерами, наряду с информацией трейдинговых источников свидетельствуют, что первые поставки американского пропана на украинский рынок могут состояться в разгар уже этого автомобильного сезона. Этому всячески способствует все большее число всевозможных санкций и рост цен.

Следует напомнить, что Украина получала СУГ из Роттердама даже еще до того, как перешла к этой легендарной формуле в закупках угля. В конце 2015 г. компания "Надежда" сумела выгодно поймать ценовую волну и закупить СУГ в регионе АРА (Амстердам-Роттердам-Антверпен) по цене, которая к тому моменту, как СУГ доехал до терминала компании в Страбичево в Закарпатской области, оказалась весьма выгодной.

Следует, впрочем, отметить, что далеко не все трейдеры считают, что начало американских поставок сможет быть полезно для украинского рынка СУГ и не обескровит его, особенно с учетом общего положения дел в экономике.

Для здоровья легких и кошельков!

Характерно, что свою роль со временем может сыграть и завершение "медового месяца" украинского автомобильного рынка с т.н. "евробляхами" - сотнями тысяч автомобилей с восточно- и центральноевропейскими номерами, которые пока законно колесят по украинским дорогам, все чаще приводя к ДТП и административным проблемам. Характерно, что большая часть этого подержанного автопарка – дизельные автомобили, от которых европейцы и, особенно, немцы в период с осени 2015 г. – после знаменитого "дизельного" скандала, который обошелся концерну Volkswagen в $32 млрд, а главе концерна Audi и вовсе стоил свободы - всячески стремятся рассовать по странам бывшего Союза и, в первую очередь, в плотно ассоциированную с ЕС Украину. Напомним, почвой скандала стали подтасовки результатов исследований, которые немцы представили на американский рынок о вреде дизельных автомобилей для населения (речь идет уже о ДТ Евро-5).

Оказалось, что в ЕС выбросы окислов азота из авто с дизельными движками приводят к смерти от онкологии до 75 тыс человек ежегодно. На просторах Евразии об этом мало кто слышал, и люди склонны думать, что свежие евразийские ветра гораздо быстрее уносят клубы дизельного дыма, чем в США и Европе, ну, а если честно, то просто полагаются на известное "авось".

Как ожидается, в этом году депутаты Верховной Рады должны положить конец "евробляхам" и, вполне вероятно, завершить наиболее ускоренный период "дизелизации" украинского рынка моторных топлив, который тоже весьма сильно ударил по спросу на бензин и помог его сократить в 2017 г. почти на 10%.

Пока еще рано говорить о том, даст ли "стоп-сигнал "евробляхам" толчок дальнейшему росту спроса на автогаз в разгар автомобильного сезона 2018 г., однако, рост потребления ДТ в сельском хозяйстве и строительстве точно даст возможность сократить импорт ДТ в Украину.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что предстоящие месяцы лета и начала осени наглядно продемонстрируют насколько в состоянии украинский рынок автогаза и СУГ в целом, а также ДТ и бензина развиваться стабильно и в цивилизованном формате. Все больше украинцев осознает, что цивилизованная работа рынка СУГ важна не только для их здоровья, но и для их кошельков.

Можно с высокой долей уверенности сказать, что несмотря на всю турбулентность, которую мы уже наблюдаем и можем ожидать в дальнейшем, планы развития украинской нефте- и газопереработки в ближайшие годы позволят увеличить внутренний выпуск высококачественного СУГ (все предприятия нефте- и газопереработки уже перешли на выпуск евро-СУГ), и даже, в случае роста цен на импортные поставки, этот вид топлива сохранит ценовую привлекательность для широких слоев населения, оставаясь мощным стимулом поддержания и развития среднего класса в Украине.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt