Газовый учет

Изменения в законе о рынке газа: учет природного газа в единицах энергии,урегулирование небалансов, расчет за услуги по распределению и др.

Законодательство, регулирующее работу газового рынка Украины, требует изменений, некоторые из которых продиктованы необходимостью соответствия газовому законодательству ЕС. В настоящий момент над изменениями работают народные депутаты профильного комитета ВРУ, представители профильных и бизнес-ассоциаций, эксперты, представители НКРЭКУ, операторов и другие.

Андрей МИЗОВЕЦ, президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины"

В рамках рабочей группы обсуждаются изменения законодательства относительно перехода на энергетические единицы, основных принципов балансировки, расчетов за услуги распределения природного газа и т.д.

Ранее Украина присоединилась к Договору об учреждении Энергетического Сообщества, и таким образом взяла на себя обязательства выполнять все Решения и Процедурные акты, принятые в рамках Энергосообщества. К ним относится и внедрение учета природного газа в единицах энергии, которые применяют страны ЕС и на которые нужно перейти Украине в ближайшее время.

Согласно Регламенту (ЕС) №715/2009 Европейского Парламента и Совета от 13.07.09 г. об условиях доступа к сетям транспортировки природного газа, количество природного газа принимается-передается в соответствии с договором транспортировки или сетевым кодексом и должно выражаться в единицах энергии. В соответствии с Регламентом Комиссии (ЕС) №703/2015 от 30.04.15 г. об установлении сетевого кодекса для внутреннего управления и правил обмена данными, приняты следующие единицы измерений: бар — для давления абсолютного и избыточного; градусы Цельсия - для температуры; м3 — для объема; кВтч/м3 — для высшей теплоты сгорания (GCV), кВтч — для энергии на основе высшей теплоты сгорания; кВтч/м3 — для числа Воббе на основе высшей теплоты сгорания (GCV).

Несмотря на то, что Украина ратифицировала протокол о присоединении к Энергетическому Сообществу в 2010 г., а нормы действующего вторичного законодательства предусматривают переход на расчеты по единицам энергии, включая порядок перевода кубических метров в объемы энергии, но и сегодня учет природного газа в Украине осуществляется в кубических метрах в отличие от стран Европейского Союза, где применяют единицы энергии. Применение различных систем измерения в Украине и странах ЕС усложняет работу поставщиков природного газа и операторов газотранспортных систем, так как, например, в разных регионах Украины в одно и то же время теплота сгорания природного газа может иметь разные значения, или в одном и том же газопроводе она может изменяться в зависимости от месторождения, с которого осуществляется поставка газа потребителю, от технологического режима его подготовки или от конкретной страны-экспортера газа. Приведение рынка природного газа к использованию единиц энергии является крайне важным, и завершить этот процесс возможно только в результате изменения законодательных норм.

Еще одно изменение, предложенное Национальной комиссией, которая осуществляет регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг, касается обеспечения поставок газа из собственного ресурса. По информации Регулятора, на сегодня существуют случаи, когда поставщики осуществляют поставку природного газа не из собственного ресурса, а по договору поручения, договорам о совместной деятельности, а сама компания — владелец газа не имеет лицензии на право поставки природного газа. Такие действия позволяют поставщику умышленно уменьшить собственный доход, так как в доход поставщика не будет включаться стоимость газа как товара, и тем самым уменьшить свои обязательства по взносам на регулирование, поскольку взносы на регулирование определяются исходя из уровня дохода. В результате, недобросовестные поставщики получают преимущество на конкурентном рынке по сравнению с добросовестными поставщиками. Вместе с тем, положения Закона Украины "О рынке природного газа" четко определяют субъектов рынка, а также цепочку перехода права собственности на природный газ: оптовый продавец-оптовый покупатель-поставщик. Таким образом, внесение изменений в п. 28 ст. 1 "Определение терминов" и ст. 12 "Правила поставки природного газа"ЗУО рынке природного газа" о том, что поставка природного газа может осуществляться в случае, если газ является собственностью поставщика, должно нивелировать случаи, на которых акцентирует внимание Регулятор.

Еще одно изменение в ЗУ "О рынке природного газа" касается принципов балансировки, которые не отображены в полной мере в действующем законодательстве. Так, ЗУ "О рынке природного газа" нужно дополнить нормами о том, что оператор ГТС регулирует небалансы заказчиков на основании договора транспортировки, заключенного с таким заказчиком, который обязан нести финансовую ответственность за небалансы перед оператором ГТС. Ответственность за объемы потребления своих потребителей лежит на соответствующем поставщике. Порядок урегулирования небалансов должен быть определен ЗУ "О рынке природного газа" и нормами Кодекса ГТС. Купля-продажа природного газа с целью урегулирования небалансов природного газа заказчика осуществляется между заказчиком и оператором газотранспортной системы по договору транспортировки природного газа. Также, согласно нормам Кодекса ГТС, должна определяться и цена ресурса в рамках сделок по купле-продаже природного газа для урегулирования небалансов. При этом стоимость небалансов заказчика рассчитывается оператором газотранспортной системы для каждых суток в зависимости от объема небалансов и цен небалансов, определенных Кодексом газотранспортной системы. Порядок расчета объемов, цены и стоимости небалансов также должен быть определен Кодексом ГТС. При определении объемов небалансов учитываются объемы природного газа, предоставленные/отобранные заказчиком в/из газотранспортной системы с учетом объемов, на которые заказчик заказал услугу содержания природного газа в газотранспортной системе. Данные изменения еще требуют доработки, в том числе учета использования IT-систем для суточной балансировки и так далее. Напомним, что уже с августа текущего года украинский рынок природного газа должен перейти на работу в режиме газовых суток с помощью цифровой платформы для осуществления сделок, балансировки, подачи документов в электронном виде и прочее. Тестовая версия платформы должна быть представлена оператором ГТС уже в мае.

Еще один важный вопрос, который не урегулирован в действующем законодательстве, это расчет за услуги по распределению природного газа. По информации НКРЭКУ, внесение изменений позволит улучшить уровень расчетов операторов ГРС с оператором ГТС, в том числе за предоставленные услуги балансировки. Так, предлагается дополнить ст. 40 ЗУ "О рынке природного газа" следующими положениями:

"Для проведения расчетов за услуги по распределению природного газа операторы ГРС открывают в учреждениях уполномоченных банков текущие счета со специальным режимом использования для зачисления средств, поступающих в качестве платы за услуги по распределению природного газа от потребителей. Уполномоченные банки, обслуживающие текущие счета со специальным режимом использования, определяются Кабинетом Министров Украины. Порядок открытия (закрытия) текущих счетов со специальным режимом использования и порядок проведения расчетов за потребленный природный газ утверждаются Кабинетом Министров Украины. Запрещается зачисление на другие счета средств за услуги по распределению природного газа.

Операторы ГРС предусматривают в соответствующем договоре об открытии банковского счета право банка на договорное списание (перечисление) с текущих счетов со специальным режимом использования средств, поступающих в качестве платы за услуги по распределению природного газа от потребителей. Перечень текущих счетов со специальным режимом использования операторов газораспределительной системы подается уполномоченным банком Регулятору на утверждение и доводится до сведения всех участников расчетов. Операторы газораспределительной системы в течение 10 рабочих дней информируют потребителей об открытых в уполномоченном банке текущих счетах со специальным режимом использования.

Операторы ГРС в месячный срок заключают с потребителями новые договоры (дополнительные соглашения, заявление-присоединение) с указанием соответствующего текущего счета со специальным режимом использования для зачисления средств, поступающих за услуги по распределению природного газа, исключительно на такой счет.

Потребители оплачивают стоимость услуг по распределению природного газа путем перечисления средств исключительно на текущий счет со специальным режимом использования для зачисления средств, поступающих за услуги по распределению природного газа, открытый в учреждениях уполномоченного банка операторами газораспределительной системы.

Средства перечисляются с текущих счетов со специальным режимом использования для зачисления средств, поступающих за услуги по распределению природного газа, открытых в учреждениях уполномоченного банка операторами газораспределительной системы согласно алгоритму распределения средств, утвержденному Регулятором, исключительно на:

1. Текущий счет оператора ГТС;

2. Текущий счет оператора ГРС;

3. Казначейский счет органа государственной власти (в части платы за пользование газораспределительными системами, которые находятся в государственной собственности).

На средства, находящиеся на текущих счетах со специальным режимом использования, не может быть обращено взыскание по обязательствам субъектов рынка природного газа.

На средства, учитываемые по этим счетам, не налагается арест, а операции по этим счетам не подлежат приостановлению".

Важным аспектом предложенных изменений является обеспечение поступления в государственный бюджет средств за пользование государственными сетями. Члены рабочей группы поддержали предложенные регулятором изменения в законодательную базу.

Также в рамках заседаний рабочей группы обсуждается вопрос относительно передачи базы абонентов оператору газотранспортной системы, а также дополнения ЗУ "О рынке природного газа" новыми статьями в части доступа к внутрипромышленным газопроводам смежного газодобывающего предприятия и нахождения природного газа в газотранспортной системе. Итоговая версия изменений, которые в результате должны соответствовать принципам функционирования газового рынка стран ЕС, будет передана на рассмотрение профильному комитету, а позже украинскому парламенту.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt