Непростое положение

В Комитете по ТЭК обсудили будущее украинской электроэнергетики

Украинская электроэнергетика находится в сложном положении. Ее развитию мешают кросс-субсидирование, моральная и физическая изношенность электросетей и оборудования, а также недостаточное количество инвестиций, приток которых не стимулируется при помощи действующих механизмов привлечения инвесторов. Об этих и многих других вопросах эксперты говорили на круглом столе "Роль электроэнергетики в усилении энергетической безопасности Украины".

Нина ШЕРШОВА

Об основных трендах развития мировой электроэнергетики и проблемных вопросах этого сектора в Украине рассказала Наталья Кацер-Бучковская, председатель подкомитета по вопросам устойчивого развития, стратегии и инвестиций комитета ВР по вопросам ТЭК. "В мире происходит очень много изменений, касающихся электроэнергетики. К ним можно отнести и так называемый тренд 3Д, включающий диджитализацию, декарбонизацию и децентрализацию производства. Кроме того, много говорится о том, как достигнуть целей устойчивого развития, чтобы сделать генерацию более экологичной и уменьшить количество выбросов CO2. О чем может сказать Украина, и следуем ли мы тем обязательствам, которые взяли на себя в соглашении об Ассоциации? Есть ли сегодня четкое видение того, что будет с нашей атомной генерацией, реализуем ли мы в том виде, в котором приняли, закон о рынке э/э, будет ли у нас перезагружен настоящий независимый регулятор? Очень важен и вопрос с RAB-тарифами, которые, с одной стороны, должны помочь модернизировать электросети, сделать их более безопасными, более надежными и привлечь инвестиции в их обновление, а с другой стороны, реализация этого вопроса сегодня вызывает критику и непонимание у многих экспертов. Важными являются и проблемы кросс-субсидирования".

Также Н. Кацер-Бучковская назвала основные риски и проблемы электроэнергетики в Украине. "Мы не можем на сегодняшний день говорить, что наша электроэнергетика является стабильной и безопасной. Изношенность электросетей составляет около 60%, а это означает, что, в первую очередь, мы должны привлекать инвестиции в их модернизацию. Это, в свою очередь, даст возможность увеличить долю возобновляемых источников энергии и экспортировать э/э при присоединении к энергосистеме Европы. Это очень важно. А для того, чтобы происходила модернизация, нужна правильная политика и инвестиционные условия", - считает эксперт.

Создать привлекательные для инвесторов условия поможет введение RAB-тарифов. Но, по мнению эксперта, методика их расчета выбрана не совсем правильно. Одинаковая ставка доходности на старые и новые активы не стимулирует приход новых инвестиций и завышает стоимость старых активов, которые были приобретены в процессе приватизации.

Н. Кацер-Бучковская отдельно остановилась на вопросе кросс-субсидирования. Эта проблема существовала в Украине фактически с момента обретения страной независимости. "Это может приводить к системному недофинансированию, в частности , атомной генерации, которая получает на 250% меньше, чем тепловая, и, соответственно, не имеет возможности реинвестировать и модернизировать свои мощности", - сказала специалист.

Но основной проблемой электроэнергетики является отсутствие четкого видения на перспективу. "Куда мы идем? – задала Н. Кацер-Бучковская риторический вопрос. – Будем ли мы развивать атомную или тепловую генерацию? На сегодняшний день те документы, которые регулируют эту сферу, предусматривают стратегию до 2020, 2035 гг. Но это та сфера, которую надо планировать на 50-100 лет вперед, чтобы понимать, куда двигается наше государство. У нас в Украине фактически нет видения того, как мы будем восстанавливать те мощности, которые будут выведены согласно плану эксплуатации АЭС. Нас также беспокоит вопрос нестабильной политики поддержки "зеленой" энергетики, поскольку Украиной заявлена цель достигнуть 11% возобновляемых источников в системе энергопотребления, но на данный момент для достижения таких целей нужны значительные инвестиции. А когда каждый раз обсуждаются какие-то новые условия, какие-то изменения, это не способствует привлечению инвестиций, и, соответственно, нет той инвестиционной стабильности, чтобы достигнуть такого большого процента".

Даниэла Борборичи, руководитель консорциума системных операторов, привлеченных к присоединению Украины и Молдовы к ENTSO-E, рассказала об основных этапах этого процесса. "На первом этапе (этап А) готовится технико-экономическое обоснование (ТЭО). Это было сделано в 2016 г. После ТЭО подписывается соглашение о присоединении, об условиях присоединения к энергосистеме континентальной Европы. Это также завершено в прошлом году. Таким образом, этап А завершен, и теперь мы на этапе В, который подразумевает, что мы должны следовать выполнению технических условий по Украине и Молдове. Есть группа экспертов, которая занимается внедрением этих организационных и технических условий. После всех этих мероприятий начнется этап С. Это этап тестирования, когда энергосистемы Украины и Молдовы будут работать сначала отдельно, а затем параллельно с европейской энергосистемой", - сказала Д. Борборичи.

Особое внимание в своем выступлении она уделила разработке ТЭО. По ее словам, ТЭО было разработано консорциумом системных операторов в период с 2014 по 2016 гг. и частично профинансировано за счет Еврокомиссии. "Это была общая программа Румынии, Украины и Республики Молдовы. Бенефициарами было Минэкономики Республики Молдовы, Минэкономики Румынии и Минэнергоугля", - отмечает эксперт.

В конце своего выступления Д. Борборичи упомянула о том, что есть каталог технических мероприятий, которые должны быть проведены на электростанциях Украины, чтобы избежать возможных проблем, которые могут появляться в связи с интерконнекторами в будущем. "Нужно обеспечить стабильность системы. На основании предоставленных НЭК "Укрэнерго" и компанией ГП "Молдэлектрика" отчетов эксперты консорциума подготовили рекомендации для процесса синхронизации интерконнекторов. Кроме того, на электростанциях были также проведены тесты. Можно сказать, что Украине нужно модернизировать некоторые генерирующие мощности. Согласно подготовленным ТЭО, был подписан ряд соглашений, которые предусматривают целый каталог мероприятий. Одна из первых рекомендаций – проведение еще одного обследования для выяснения дополнительных технических условий. Это означает, в частности, что будут проведены еще тесты на станциях. Присоединение планируется на 2020 г., и нужно учитывать текущую ситуацию, чтобы проектировать что-то на два года вперед", - заявила она.

Это исследование, по мнению Д. Борборичи, позволит точно спрогнозировать, в частности, то, какое оборудование нужно устанавливать на электростанциях, какие должны быть настройки этого оборудования и какие мероприятия понадобятся для обеспечения его устойчивой работы. Каталог мероприятий также содержит и другие подразделы, например, по особым нормам функционирования в ENTSO-E, например, относительно регулирования частот, а также специальное программное обеспечение, которое должно использоваться для менеджмента, оперативного контроля и координации работы на рынке.

О состоянии атомной энергетики рассказал Александр Шавлаков, технический директор ГП НАЭК "Энергоатом". "На сегодняшний день "Энергоатом" является наибольшим производителем электроэнергии в Украине. По данным за 2017 г., доля "Энергоатома" в общем производстве э/э составляет более 55%, а в структуре продаж э/э на рынке – 57%. Именно на атомную энергетику в период чрезвычайного положения в 2017 г. возлагалась задача максимального и надежного обеспечения потребителей э/э. Благодаря тому, что мы не допустили сбоев в своей работе в осенне-зимний период, в период наибольшего потребления э/э в стране не было веерных отключений. В прошлом году наиболее напряженным для энергетики Украины был май, в один из дней которого доля атомной генерации достигла исторического максимума - 68.5%", - сказал А. Шавлаков.

А. Шавлаков также рассказал о комплексной программе по повышению уровня безопасности энергоблоков. "Повышение безопасности – это одно из основных направлений нашей деятельности. В рамках реализации этой программы запланировано к выполнению 1295 мероприятий, из которых уже на сегодня выполнено 762 ( почти 60%). Финансирование программы осуществляется как за средства "Энергоатома", так и за кредиты международных финансовых учреждений, ЕБРР и Евратома. Для этой цели было привлечено со стороны европейских партнеров EUR600 млн", - сообщил А.Шавлаков.

А.Шавлаков коснулся и вопроса продления сроков эксплуатации энергоблоков и строительства новых блоков. "На сегодняшний день срок эксплуатации продлен на семи энергоблоках, выполняются работы на четырех энергоблоках - 4 блок ЗАЭС, 3 блок РАЭС, 3 блок ЮУАЭС, а также 1 блок ХАЭС. Продление срока эксплуатации энергоблоков АЭС на 20 лет до 2030 г. позволяет сохранить текущий уровень генерации э/э. С 2030 по 2040 гг. потеря установленных мощностей АЭС может составить 11 ГВт. Пока не принято решение относительно того, чем их компенсировать. Для замещения действующих энергоблоков надо начинать проектирование новых блоков в 2020 г. или, в крайнем случае, в 2021 г., а строительство – в 2024-2025 гг. Десять лет – ориентировочный срок от начала проектирования до завершения строительства. Нам нужно обеспечить условия для строительства новых реакторных установок для замещения блоков АЭС, которые будут выводиться из эксплуатации после 2030 г.", - акцентировал специалист внимание всех собравшихся на этом вопросе .

Кроме того, А. Шавлаков рассказал о некоторых инвестиционных проектах "Энергоатома". "Мы сегодня много говорили о необходимости объединения энергосистемы Украины с энергосистемой Европы. Как часть реализации этого объединения мы запустили в работу и активно продвигаем проект под названием "Энергомост Украина – ЕС". "Энергоатом" рассматривает реализацию этого проекта как один из ключевых механизмов, который позволит нам без использования государственных гарантий привлечь ресурсы мирового сообщества к строительству энергоблоков №3 и №4 ХАЭС. Еще один наш проект и одновременно пример продуктивного сотрудничества с европейскими партнерами – это строительство комплекса по переработке радиоактивных отходов. В конце прошлого года были запущены комплексы по переработке радиоактивных отходов на РАЭС и ЗАЭС, в этом году мы начинаем очень серьезный проект по ХАЭС и ЮУАЭС.

Третий проект, который мы продвигаем, связан с дальнейшим расширением Ташлыкской ГАЭС. Сейчас на этой станции работает два гидроагрегата, и планируется расширение до шести энергоблоков. "Энергоатом" уделяет реализации этого проекта особое внимание", - заявил А. Шавлаков.

Андрей Конеченков, глава правления Украинской ветроэнергетической ассоциации, рассказал о проблемах возобновляемой энергетики в Украине. "У нас нет очереди инвесторов. И мы видим, как часто у нас происходят изменения в законодательстве. Был принят Закон о рынке э/э. Было много споров относительно ответственности за небаланс, начали разрабатывать систему прогнозирования, обсуждать эти вопросы, а теперь мы уже говорим, что нужно это все забыть, вносить изменения в принятый закон и переходить резко на аукционы. Сегодня "зеленый" тариф – это единственный механизм, который хоть как-то может заинтересовать инвесторов. Инвестор у меня спрашивает – какова гарантия, что "зеленый" тариф не изменится? Я говорю – да у нас же закон есть о рынке э/э, полгода назад приняли, гарантирую. А теперь я прихожу на заседание комитета по ТЭК и мне говорят, что мы должны с 1.01.19 г. уже ввести аукционы. Аукционы сегодня – это мировой тренд, и мы в любом случае на них перейдем, будет ли это 2020 г. или 2022 г.", - сказал он.

Сроки введения системы аукционов – не единственный спорный вопрос. Предложенные условия участия в аукционах не способствуют привлечению инвестиций, считает А. Конеченков. "В настоящее время мы говорим о том, что на аукционы должны зайти проекты с установленной мощностью выше 5 МВт (для солнца) и выше 10 МВт – для ветра. Глава НКРЭКУ Дмитрий Вовк привел очень интересную цифру – у нас средняя мощность установленных солнечных систем – 6 МВт, т.е. если мощность будет всего на 1 МВт меньше, проект уже не принимает участие в аукционах. А что такое 10 МВт для ветроэнергетики, с которыми предлагают заходить на аукционы? Это сегодня две современных ветротурбины. Ни один проект не пройдет на аукционы и вообще не будет инвестировать в Украину, если будут такие ограничения. Но если создать для инвестора нормальные условия, дать ему гарантию, что у него будет подключение, будет возможность на территории с высоким ветровым потенциалом развивать ветроэнергетику, я думаю, что инвестор будет сам заинтересован пойти на меньшую цену, чтобы уменьшить свои затраты на разрешение, подключение, поиск земли, который сегодня занимает очень много времени", - заявил он.

Несогласованность законодательства также тормозит развитие альтернативной энергетики. "В рамках нового закона об оценке влияния на окружающую среду мы уже имеем несколько несогласованных моментов , например, мы не можем сегодня полностью провести весь процесс до получения экологической экспертизы, потому что не хватает подзаконных актов. Например, мы сделали заявление о плановой деятельности, разместили на сайте, прошло время, мы размещаем отчет об оценке влияния на окружающую среду. А у нас его не принимают. Почему? Потому что нет подзаконного акта, определяющего, сколько будет стоить проведение общественных слушаний. А это определяется непосредственно Управлением экологии областного совета. И мы останавливаем процесс. У нас вообще не так просто продвигаются эти проекты", - отметил А.Конеченков.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt