Газовый формат

Что ждет украинский газовый рынок в новом формате

В 2018 г. сферу поставок природного газа ждут кардинальные изменения: рынок перейдет на режим поставок с суточной балансировкой.

Андрей МИЗОВЕЦ, президент ассоциации "Газовые трейдеры Украины"

Проект постановления НКРЭКУ "Об утверждении изменений в некоторые постановления НКРЭКУ по внедрению суточного балансирования на рынке природного газа" предусматривает внесение изменений в Кодексы газотранспортной системы, газораспределительных систем, газохранилищ, в Правила поставки природного газа, типовые договора транспортировки природного газа, распределения природного газа, хранения (закачка, отбора) газа, поставки природного газа поставщиком "последней надежды". Изменения коснутся части предоставления номинации/реноминации, осуществления аллокации, урегулирования заказчиками услуг транспортировки небалансов, предоставления финансового обеспечения оператору газотранспортной системы и прочее. Основная цель принятия данных изменений - приведение указанных постановлений в соответствие с Сетевым кодексом балансировки в газотранспортных системах, который был принят Регламентом Комиссии ЕС 26 марта 2014 г. №312/2014. Изменения будут вступать в силу поэтапно, и полноценно, в соответствии с новыми правилами, рынок должен начать работу с 1 августа 2018 г. Принятые изменения должны способствовать повышению ликвидности газового рынка, развитию оптового рынка краткосрочных продуктов и, в целом, переходу на европейские принципы торговли природным газом.

Когда и какие изменения буду вступать в силу?

Во все указанные выше документы вносится расчетный период - газовые сутки, исключается месячная номинация, вводится термин информационная платформа и модуль торговой платформы, которые контролирует и управляет оператор ГТС и оператор торговой платформы. Сразу после опубликования постановления НКРЭКУ в газете "Урядовый курьер", в силу должен вступить п. 11 постановления, согласно которому оператор ГТС в двухмесячный срок должен представить на рассмотрение Регулятора предложения по процедуре функционирования балансирующей платформы. Также с момента опубликования вступят в силу изменения в Кодекс ГТС, 5 раздел которого будет дополнен новыми главами относительно плана развития газотранспортной системы. До 1 мая 2018 г. оператор должен разместить на своем сайте инструкцию по пользованию информационной платформой, в частности, контактную информацию и часы работы службы поддержки информационной платформы, а уже с 1 августа 2018 г. начать предоставлять услуги по транспортировке природного газа в режиме суточной балансировки. Тестирование собственной информационной платформы с привлечением субъектов рынка природного газа, предусмотренное постановлением, ПАО "Укртрансгаз" запустило еще в конце сентября 2017 г., и на сегодняшний день платформа работает в тестовом режиме в процессе отладки. В этот период до полноценного запуска платформы оператор должен ежемесячно до 1 августа 2018 г. предоставлять НКРЭКУ отчет о состоянии прохождения тестирования информационной платформы, ее наполнения, а также готовности оператора газотранспортной системы и его информационной платформы для перехода на суточную балансировку.

С 15 июня 2018 г. в силу вступит пп. 4 п. 4 Изменений в Кодекс газотранспортной системы, утвержденных постановлением НКРЭКУ №1437 от 27.12.17 г. Так, согласно принятым изменениям, в Кодексе газотранспортной системы появятся новые главы: Технические требования к информационной платформе оператора ГТС, Требования к наполнению информационной платформы текущими и статистическими данными, Формирование реестра потребителей поставщика. Таким образом, будут урегулированы технические требования к информационной платформе, а также порядок доступа к ней всех субъектов газового рынка для заключения договоров по краткосрочным стандартизированным продуктам, для заказа, предоставления и сопровождения услуг по транспортировке природного газа, в том числе для подачи номинаций/реноминаций, проверки величин денежных взносов (финансовой гарантии), а также других действий, предусмотренных Кодексом ГТС. Доступ к информационной платформе и статус пользователя получат те субъекты газового рынка, которые заключат договор транспортировки с оператором ГТС. Каждому такому субъекту оператор присваивает код пользователя платформы и создает интерфейс согласно статусу субъекта газового рынка. Например, это может быть поставщик, оператор ГРС, оптовый продавец/покупатель, оператор ПХГ и так далее. Для других пользователей информационная платформа будет доступна исключительно для просмотра публичной информации без права совершения других действий. Вэб-версия информационной платформы должна быть доступна в сети Internet круглосуточно, семь дней в неделю. Оператор ГТС является администратором информационной платформы.

Информационная платформа должна включать следующие данные:

  •  
    • перечень точек входа/выхода в/из ГТС;
    • информацию обо всех субъектах рынка природного газа, включая потребителей, которым в установленном порядке присвоены EIC- коды;
    • информацию о поставщике "последней надежды";
    • информацию о поставщиках со специальными обязанностями;
    • информацию о Реестре потребителей поставщиков.

Так, данные о потребителях в информационной платформе должны включать, как минимум, EIC-код потребителя и, при наличии, EIC-код его точек учёта, EIC-код физической точки выхода из газотранспортной системы, а также данные, закрепленные за потребителем действующих поставщиков и определенные ими периоды поставки. Кроме того, пользователям необходимо будет подавать данные о смене поставщика с начала функционирования информационной платформы. Также информационная платформа будет содержать информацию о предыдущих объемах потребления в течение каждых газовых суток, о фактическом суточном потреблении, о фактическом потреблении в течение каждого газового месяца, а также о прогнозном потреблении природного газа на каждые газовые сутки для потребителей, по которым отбор/потребление не измеряется круглосуточно. Там же можно будет увидеть информацию о периоде отсутствия закрепленного поставщика у потребителя, данные о периоде ограничения поставки газа и срок предоставления уведомления потребителю о прекращении поставки природного газа согласно нормам действующего законодательства.

Выше мы писали о том, что в рамках информационной платформы будет формироваться Реестр потребителей природного газа. Что это такое? Данное нововведение вступит в силу 15 июня 2018 г. Первичную регистрацию потребителя за поставщиком в информационной платформе на газовый месяц, с которого будет внедрен принцип суточной балансировки, будет осуществлять оператор ГТС за действующим поставщиком такого потребителя в соответствующем расчетном периоде. Регистрация должна быть проведена после завершения процедуры подтверждения номинаций, но не позже 5 числа. Дальнейшие изменения в Реестре, например, такие как смена поставщика, информирование операторов ГРС о потребителях, не включенных в реестр, исключение потребителя из реестра поставщика и другие действия, будут осуществляться в рамках информационной платформы.

Внедрение информационной платформы предусматривает и другие важные изменения. Так, меняется период подачи номинации и реноминации. Согласно новым правилам, номинация может быть предоставлена ​​не ранее, чем за 60 дней до газовых суток, к которым такая номинация принадлежит. Время подачи номинации оператору ГТС не изменилось. Что касается реноминации, то заказчики услуг транспортировки природного газа вправе изменить заявленные объемы на точках входа/выхода путем предоставления реноминации объемов транспортировки газа для отдельных газовых суток.

Существенные изменения вносятся также и в отношении финансового обеспечения, его формы и уровня. Так, п. 1 Главы 2 "Финансовое обеспечение" Кодекса ГТС дополнен новым абзацем: "Заказчик услуг транспортировки природного газа самостоятельно определяет размер и форму финансового обеспечения по всем своим финансовым обязательствам перед оператором ГТС с учетом требований настоящей главы".

Но абзацем ниже определено, что уровень финансового обеспечения на период газовых суток (D) должен быть не менее 100-процентной стоимости газа, заказанного для транспортировки на период газовых суток (D-1 и D), размера стоимости суммы суточных негативных небалансов за предыдущие расчетные периоды текущего газового месяца (при их наличии) и стоимости неоплаченного отрицательного небаланса предыдущего газового периода (при его наличии). При расчете суммы суточных негативных небалансов такая сумма уменьшается на сумму суточных положительных небалансов за предыдущие расчетные периоды текущего газового месяца, но не более, чем на сумму суточных негативных небалансов за предыдущие расчетные периоды текущего газового месяца. Такой уровень финансового обеспечения должен быть осуществлен заказчиком услуг по транспортировке природного газа не позднее, чем за 3 часа до конечного срока подачи номинации или 3 часа до подачи реноминации.

Кроме того, НКРЭКУ вводит следующие формы финансового обеспечения:

- банковская гарантия;

- передача заказчиком услуги транспортировки природного газа оператору ГТС в качестве финансового обеспечения денежных средств на основании договора транспортировки природного газа;

- передача заказчиком услуги транспортировки природного газа в залог оператору ГТС природного газа, который находится в хранилищах и на момент передачи является собственностью заказчика услуги транспортировки природного газа, на основании договора залога природного газа.

Срок действия финансового обеспечения должен заканчиваться не ранее чем через 14 дней после наступления срока осуществления оплаты услуг балансировки за период, в котором такое финансовое обеспечение учитывалось оператором ГТС для оказания услуг по транспортировке природного газа. Заказчик услуги транспортировки природного газа вправе использовать предоставленное оператору ГТС одно и то же действующее финансовое обеспечение в течение периода предоставления услуг транспортировки природного газа. Также регулятор изменил процедуру урегулирования суточного небаланса. В случае, если сумма подач природного газа заказчика услуги транспортировки природного газа в течение газовых суток не равна сумме отборов газа заказчика услуг транспортировки за эти газовые сутки, считается, что у заказчика услуг транспортировки появляется суточный небаланс и к нему применяется плата за этот суточный небаланс. Заказчики услуги транспортировки для недопущения ими небалансов за газовые сутки имеют право в течение газовых суток, но не позднее чем за 1 час до окончания этих суток, осуществить между собой прием-передачу природного газа путем предоставления торговых уведомлений через информационную платформу оператора ГТС или заплатить за небаланс. Для расчета платы за суточный небаланс для каждого заказчика услуг по транспортировке природного газа оператор ГТС умножает объем суточного небаланса на маржинальную цену продажи и покупки природного газа. Необходимо отметить, что, по мнению ассоциации "Газовые трейдеры Украины", плата за суточный небаланс - экономически необоснованна и является дополнительным финансовым бременем, как для оператора ГТС, так и заказчика услуг по транспортировке природного газа. Введение маржинальной цены продажи/приобретения природного газа, введение платы, введение корректировки, предоставление оператору ГТС возможности продавать природный газ по самой высокой цене, а закупать - по самой низкой, и это при переходе на газовые сутки, только ограничивает заказчиков услуги транспортировки, в том числе иностранных, и не соответствует цели принятия Проекта.

Соответствующие изменения относительно информационной платформы, газовых суток, расчетного периода и так далее внесены в кодексы ГРС и газохранилищ, Правила поставки природного газа. Так, в части изменений в Правилах поставки Ассоциация обратила внимание регулятора на еще один дискуссионный момент. В п. 21 раздела III предполагается, что потребитель имеет право на одновременное заключение нескольких договоров поставки природного газа, но на разные расчетные периоды. При этом в Главе I определено, что расчетным периодом являются газовые сутки или месяц, что вносит недоразумения между оператором ГТС и субъектами рынка природного газа. И поэтому важно четко определить, что является расчетным периодом в данном пункте - газовые сутки или газовый месяц, чтобы не ограничивать права потребителей. Еще одно ограничение, как потребителей, так и поставщиков природного газа, есть в п. 7 раздела IV Правил. Так, в соответствии с документом, смена поставщика возможна в течение 21-го дня. Но поскольку происходит переход на газовые сутки, то такой срок для потребителей логично было бы сократить на более короткий. Кроме того, как Законом Украины "О рынке природного газа", так и Кодексом ГТС, потребителю гарантируется право на свободный выбор поставщика природного газа. Поэтому Ассоциация в обращении к Регулятору подчеркивала необходимость сохранения во всех нормативно-правовых актах принципа равенства субъектов рынка природного газа. Детально ознакомиться со всеми изменениями можно будет после опубликования проекта постановления НКРЭКУ. В целом, предложенные Регулятором изменения дадут возможность оперативно обмениваться информацией, совершать операции, необходимые для осуществления торговых сделок и развивать торговлю природным газом в соответствии с правилами работы европейских энергетических рынков.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt