В новый газовый год – с новыми перспективами

В 2018-ом для недропользователей будут улучшены условия добычи природного газа в Украине

Рента 12% и 6%, открытый доступ к геологической информации, децентрализация налоговых платежей — это неполный перечень положительных изменений, с которыми в 2018 г. входят недропользователи.

Роман СТОРОЖЕВ, президент ассоциации "Недропользователи Украины"

7 декабря 2017 г. накануне голосования за Государственный бюджет на 2018 г., народные депутаты поддержали снижение ставок ренты до 12% для новых месторождений, которые будут разрабатываться по модели СРП. За соответствующий законопроект №6776-д проголосовали 252 народных депутата при необходимых 226 голосов. Соответствующие правки о снижении ренты в законопроект были внесены перед его принятием в парламенте. Принятые ставки будут действительны до 2023 г. и введен мораторий на повышение рентной ставки за пользование недрами для добычи газа из новых скважин на 5 лет.

Согласно правкам, для новых скважин рента на добычу природного газа снижена до 12% (для скважин глубиной до 5000 м) и до 6% (для скважин глубже 5000 м). Рента будет снижена на скважины, где бурение будет начато после 1 января 2018 г. Для тех месторождений, которые уже эксплуатируются, будут действовать прежние ставки 14% и 29% в зависимости от глубины скважин. Стимулирующая рента не распространяется на нефть и газовый конденсат, а также на газ, добытый по договорам о совместной деятельности. Ожидается, что в 2018 г. рентных платежей от газодобывающих компаний бюджеты разных уровней в целом получат порядка 30.5 млрд грн. При этом с 2018 г. будет действовать децентрализация рентных платежей - 5% ренты будет оставаться на местах: в областном и районном бюджетах — по 2%, в бюджет сельского совета будет поступать 1%.

Насколько эффективно будут использованы средства — покажет следующий год. Дело в том, что вся рента будет поступать в основной фонд бюджета, и за счет в том числе этих средств местная власть должна будет профинансировать защищенные статьи бюджета согласно требованиям Бюджетного кодекса. Некоторые представители местных общин теперь побаиваются, что в результате поступлений дополнительных средств они получат гораздо меньшие суммы субвенций из госбюджета. В то же время согласно расчетам народных депутатов, инициировавших данный закон, средств в бюджеты поступит достаточно для реализации важных социальных, инфраструктурных и экологических проектов. Если же в рамках общего бюджета деньги от рентных платежей так и не будут поступать на эти проекты, тогда, возможно, необходимо будет пересмотреть нормы распределения рентных платежей и направить средства громадам через специальные целевые фонды. На сегодняшний день компании работают в рамках социальных договоров, по которым компании выделяют деньги на различные социальные проекты. В то же время сами компании говорят о коррупционной составляющей таких договоров, ведь не всегда выделенные средства идут по назначению. После перехода от социальных договоров на уплату ренты по дифференцированному принципу, местные общины надеются, что уплаченные налоги будут идти по назначению. Например, на территории Миргородского района Полтавской области сейчас работает компания ДТЭК. Кроме того, местные жители ждут начала работы компании "Восточный геологический союз" и надеются, что средства, которые будут приносить "газовики", будут идти на важные социальные проекты: ремонт школ, проведение водопроводов, улучшение состояния дорог.

Например, согласно прогнозным показателям, в 2018 г. поступления от ренты в 5 наибольших областях добычи ПАО "Укргаздобыча" составят:

— в Харьковской области: 224.5 млн грн в областной бюджет, 224.5 млн грн в районный и 112.3 млн грн в местный бюджет;

— в Полтавский области: 184 млн грн в областной бюджет, 184 млн грн в районный и 92 млн грн в местный бюджет;

— во Львовской области: 13.8 млн грн в областной бюджет, 13.8 млн грн в районный и 6.9 млн грн в местный бюджет;

— в Днепропетровской области: 13.6 млн грн в областной бюджет, 13.6 млн грн в районный и 6.8 млн грн в местный бюджет;

— в Ивано-Франковской области: 3 млн грн в областной бюджет, 3 млн грн в районный бюджет и 1.5 млн грн в местный бюджет.

Не ясной остается ситуация с ПАО "Укрнафта". На сегодняшний день все платежи компании направлены на погашение долга ГФС по рентным платежам и, возможно, в следующем году местные общины, где ведет добычу компания, не смогут получить поступления в свои бюджеты от рентных платежей.

Логика законодателя заключается в том, чтобы привлечь инвестора в газодобывающую отрасль, и таким образом увеличить объемы добываемого в Украине природного газа. Одним из весомых барьеров были взаимоотношения недропользователей и собственников земель, на которых расположены месторождения. Согласования с местными советами длились не менее 1-2 лет. Наиболее сложная ситуация сложилась в Полтавской области, где за 2017 г. не было получено ни одного согласования по лицензионным участкам. Например, в Харьковской области было получено 9 согласований, в Львовской области —– 1, в Днепропетровской и Ивано-Франковской — по 2. Таким образом, ожидается, что децентрализация рентных платежей поможет достичь баланса всех интересов местных общин и будет способствовать конструктивному сотрудничеству между общинами и добывающими компаниями.

Фактически в 2016 г. добыто 20 млрд куб м газа, план на 2020 г. – 27 млрд куб м (+35%). Планы амбициозные, и без существенных финансовых вложений и регуляторных стимулов труднодостижимые. Пока на протяжении 2016 и 2017 гг. динамика добычи частных компаний не достигла показателей пикового прироста в 2013 г. – 30%, хотя в целом она положительная. Добыча газа по итогам 11 мес. 2017 г. продолжает демонстрировать стабильный рост — газодобывающие компании добыли на 4.1% газа больше, чем за 11 мес. 2016 г. В ноябре 2017 г. добыча газа составила 1.7 млрд куб м, что на 6% больше, чем в ноябре 2016 г. В общей сложности, согласно данным ПАО "Укртрансгаз", по состоянию на конец ноября 2017 г. газодобыча в Украине cоставила 19.3 млрд куб м, из которых ПАО "Укргаздобыча" добыла 13.9 млрд куб м, ПАО "Укрнафта" — 1.12 млрд куб м, другие газодобывающие компании практически дошли до отметки в 5 млрд куб м, добыв 4.9 млрд куб м.

Наиболее положительную динамику добычи природного газа демонстрирует крупнейшая государственная добывающая компания "Укргаздобыча" —- 13.93 млрд куб м и 4.4% прироста добычи за 11 мес. 2017 г. Объем увеличения добычи за указанный период в 8 раз превысил объем увеличения за весь 2016 г. Причина такого успеха — снижение ставок ренты до уровня частных добывающих компаний и приведение отпускных цен на продукцию практически к рыночному уровню. Как известно, ПАО "Укргаздобыча" планирует к 2020 г. достигнуть отметки добычи газа в 20 млрд куб м в год. В сумме с добычей других компаний это позволило бы Украине максимально снизить импорт природного газа. В то же время нужно отметить, что потребление природного газа в Украине за 10 мес. 2017 г. увеличилось на 2.3% и составило 24.2 млрд куб м. Промышленность потребила 8.3 млрд куб м, или на 9.7% больше, население и бюджетные организации — 8.5 млрд куб м, или на 4.4% меньше, предприятия ТКЭ —– 4.2 млрд куб м, или на 9.4% меньше, производственно-технологические расходы и потери составили 3.2 млрд куб м, или на 24.9% больше. Напомним, в 2016 г. потребление природного газа в Украине составило 32.3 млрд куб м.

Согласно разведанным запасам природного газа, Украина занимает 24-е место в мире с залежами голубого золота объемом 1.1 трлн куб м. И как раз на потенциал украинских недр делает ставку правительство. Еще одним положительным изменением в 2017 г. можно назвать открытие публичного доступа к карте минеральных ресурсов Украины - 14 декабря 2017 г. Госгеонедр открыла такой доступ. Портал содержит информацию о 20 000 месторождений и 117 видах полезных ископаемых, выявленных в недрах Украины. Такой массив информации, который накапливался отечественными геологами несколько десятилетий, открывается впервые и находится в свободном доступе на сайте. Реализация данного проекта стала возможной благодаря сотрудничеству ГНПП "Геоинформ Украины", которое входит в сферу управления Госгеонедр, и Геологической службы Норвегии в рамках проекта EIMIDA (Европейская интеграция данных о минеральных ресурсах). Одной из ключевых проблем, с которой сталкивался любой потенциальный инвестор, было отсутствие полной информации о том, какие месторождения есть в Украине, будут ли они выставлены на аукцион и в какие сроки инвестор может получить специальное разрешение и начать эксплуатацию месторождения. Если говорить о привлечении инвестора в Украину, то банально не было четко сформированного инвестиционного предложения в виде доступной информационной базы для инвестора с данными о имеющихся для вложения денег месторождениях углеводородов, о перспективных проектах по интенсификации добычи, о геологических условиях добычи, о перспективе той или иной площади или необходимости проведения геологических исследований, которые покажут перспективы той или иной площади. Фактически, создание информационной платформы "Минеральные ресурсы Украины" приблизило Украину к цивилизованным государствам в геологическом направлении и дало возможность частично имплементировать европейские стандарты в области управления минеральными ресурсами с повышенным уровнем прозрачности и открытости. По информации Госгеонедр, информационное наполнение ресурса осуществляется непосредственно из баз данных Государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, Государственного водного кадастра (подземные воды), Государственного баланса запасов полезных ископаемых, специальных разрешений на пользование недрами, электронного каталога фондов геологических материалов.

Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt