У потребителей энергоресурсов будет омбудсмен

В парламенте обсудили вопросы защиты потребителей

В Верховной Раде при поддержке Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности и при содействии Правительства Великобритании прошел круглый стол на тему: "Как защитить потребителя в период сложных реформ энергорынков". Основным пунктом повестки стало создание энергетического омбудсмена.

Владимир МИХАЙЛОВ

Соответствующий законопроект № 7059 от 4.09.17г. "Об энергетическом омбудсмене" уже зарегистрирован, и с его презентацией выступил председатель подкомитета по вопросам энергосбережения и энергоэффективности Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Алексей Рябчин. Украинские потребители энергоресурсов получают некачественные услуги, заявил он. Так, 67.7% потребителей сталкивались с проблемой перепада напряжения в электросети, в жилищах 56.7% потребителей температура падает ниже 18 градусов. Перебои с поставками горячей воды являются обычными для 90% потребителей, а 93.9% жителей многоквартирных домов считают качество питьевой воды крайне низким.

"Каждый из нас сталкивается с большим числом проблем. Ответов на эти вопросы пока нет. У нас есть институции, связанные с защитой прав потребителей, есть регулятор, который вроде бы должен заботиться о балансе интересов производителей и потребителей. Ключевое слово тут — баланс. Регулятор не специализируется на защите потребителей, он должен находить баланс. У нас есть комитет, законодательный орган, есть правительство. Есть большое число институций. Но мне кажется, что в стране, где рынок только формируется, вопрос защиты потребителей недостаточно освещен", — рассказал А. Рябчин.

Существующих для защиты прав потребителей инструментов недостаточно, убежден он. По статистике НКРЭКУ, где есть отдел защиты прав потребителей, в 2016 г. рассмотрено 6 тыс жалоб потребителей электроэнергии. А в информационно-консультационных центрах, которые существуют при облэнерго, энергокомпаниях, рассмотрено 143 тыс обращений потребителей электроэнергии. Из них 51% были решены в пользу потребителей. "Мы видим, что более чем в половине случаев потребители были правы. Мы видим, что монополист злоупотребляет своим положением, и потребители недостаточно защищены", — сообщил А. Рябчин.

Поэтому представителями разных политических сил в парламенте и был зарегистрирован законопроект №7059, согласно которому омбудсмен должен быть создан в соответствии с требованиями Закона №2966-д от 19.02.16 г. "О Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг".

"Мы вышли на редакцию для первого чтения, чтобы провести профессиональную дискуссию в комитете. У нас была договоренность с главой комитета, что законопроект не будет вынесен на рассмотрение комитета, пока мы не проведем профессиональную дискуссию. Если будет поддержка в комитете до первого чтения, будут приглашать всех присутствующих, чтобы мы действительно вышли на согласование решений, которые действительно решат проблему", — сказал А. Рябчин.

Основные задачи энергетического омбудсмена — урегулирование споров между потребителями и субъектами хозяйствования, информирование потребителей, защита прав и интересов потребителей перед государственными органами власти и повышение уровня защиты. "К сожалению, у нас в стране 60% людей энергетически бедных. Они должны получать энергетические субсидии. У нас, к сожалению, очень много уязвимых потребителей", - сказал депутат.

Омбудсмен в первую очередь должен защищать физических лиц и субъектов микропредринимательства. "У больших и средних компаний есть штат юристов, есть возможность заплатить за это и обратиться к бизнес-омбудсмену", — считает А. Рябчин. По его мнению, омбудсмен должен назначаться Верховной Радой. По предварительным расчетам, на финансирование офиса в Киеве со штатом порядка 50 человек потребуется более 40 млн грн в год, при этом надо также решить вопрос о необходимости и возможных объемах финансирования региональных офисов

Заместитель председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Ольга Белькова рассказала о защите промышленных потребителей. "Когда говорят о защите потребителей, то первая мысль у аудитории – это гражданин и его семья. На этом часто заканчивается защита потребителей, и политики часто манипулируют этим. Мне бы хотелось, чтобы мы задали себе вопрос. Для меня, как для экономиста, проблемы потребителей значительно шире проблем домохозяйств. Есть еще коммерческий сегмент – потребители электроэнергии, газа и услуг, которые производят продукцию. Промышленность влияет на общие показатели экономики и на каждого из нас. В продукции украинских предприятий, которой пользуемся все мы, значительная составляющая — стоимость энергоносителей. Существует мнение, что это логично, когда домохозяйства платят за электроэнергию и услуги меньше, чем коммерческие потребители. Но перекрестное субсидирование искажает логику поддержки, и фактически сдерживает рост экономики. Непонятно, кого мы защищаем. У меня вопросы к авторам идеи – кого же все-таки в первую очередь надо защищать, какие категории потребителей, какие реальные механизмы у этого института будут, какие ресурсы, и, главное, кто за них будет платить?", — сказала О. Белькова.

В некоторых странах задачу защиты промышленных потребителей берет на себя энергетический омбудсмен. Так, в Великобритании к нему могут обращаться и предприятия.

О. Белькова подчеркнула, что создавать энергетического омбудсмена имеет смысл, только если он будет очень сильным, в противном случае он будет неэффективен. Для подтверждения своих слов она привела статистику обращений к энергетическому омбудсмену в Великобритании. В 2016 г. он получил около 88 тыс обращений, из них 50% по телефону и столько же письменно. Более половины обращений вообще не касались работы и мандата омбудсмена. Половина результатов работы омбудсмена – решения по обращениям. Из них большая часть – финансовые и нефинансовые решения ситуаций. "Представьте себе объем работы. Когда я смотрю на эту статистику, то я думаю, или мы дадим ответ на все эти вопросы своевременно, или лучше не создавать эту институцию, чтобы не раздражать потребителей. Они и так живут в нестабильной стране, не надо подавать лишние надежды", - сказала депутат.

И.о. председателя Комитета Верховной Рады Украины по вопросам топливно-энергетического комплекса, ядерной политики и ядерной безопасности Александр Домбровский сообщил, что в его комитет приходят сотни писем, в которых потребители просят решить ту или иную проблему. Но Комитет – законодательный орган, у него нет иных полномочий, кроме как в порядке парламентского контроля. "Я пишу обращение в ту или иную инстанцию, или в Министерство топлива и энергетики, или правительству либо регулятору, в котором прошу рассмотреть и найти возможность решить тот или иной вопрос. Поэтому важно – будет ли это дополнительный бюрократический канал обращений или реальный инструмент для того, чтобы люди получили защиту и решение своих проблем", — сказал он. Что касается перекрестного субсидирования, то в странах ЕС тарифы для промышленности ниже тарифов для населения. "Нам надо найти формулу социальной справедливости между двумя категориями потребителей — между гражданином, домохозяйством, с одной стороны, и предприятием, которое производит добавленную стоимость, которая дает возможность экономике развиваться, с другой. Где та золотая середина, которая дает возможность экономике двигаться вперед?", — сказал А. Домбровский.

По мнению А. Рябчина, крупные промышленные потребители в Украине уже защищены, в отличие от бытовых. "Что касается защиты больших (промышленных) потребителей, то во всех странах Европы регулятор действительно является политически независимым, но он никогда не является независимым от ассоциаций, от мнения профессионалов, экспертов рынка, от институализированного потребителя. В Украине у нас есть мощные промышленные лоббисты, они есть в парламенте и правительстве. Мы все их знаем, и не только в лицо. К сожалению, в Украине институализированного потребителя нет. Этот законопроект — попытка привлечь внимание к этой проблеме", — сказал он.

Ведущий специалист Всемирного банка по вопросам энергетики Деян Остоич напомнил, что социальная защита потребителей и права потребителей — очень разные вещи. "Социальная защита потребителей — это важный вопрос в Украине. В бюджете на 2018 г. предусмотрено почти 80 млрд грн на субсидии социально уязвимым потребителям. Это — социальная защита.

С другой стороны, есть вопрос прав потребителей. Мы должны понимать, где мы сейчас находимся в плане определения прав потребителей в энергетическом секторе Украины, что такое права потребителей и какие законы и регуляции их определяют", — сказал он.

Член Стратегического совета ОО "Киевский институт энергетических исследований" Светлана Голикова осветила некоторые проблемы защиты потребителей в настоящее время. Одной из самых серьезных является проблема вторичного законодательства, которое выдает регулятор. Иногда вторичное законодательство не совсем коррелирует с первичным, или его усложняет. Еще одна проблема — нехватка профессиональной помощи потребителям. "В первую очередь я говорю о сетях, которые бы объединяли потребителей, как ОСМД и кооперативы. Сегодня некоторые политические партии вмешиваются в процесс помощи потребителям, и, я думаю, делают это из лучших побуждений, но это используется в политической плоскости, а мне кажется, потребитель не должен быть объектом манипулирования в политической плоскости. Он должен быть защищен, в первую очередь, профессиональной общественной сетью.

Именно потому, что не хватает этих общественных объединений потребителей, они не представлены в представительских органах регуляторной комиссии. Нам не хватает объединенных представителей, в первую очередь, бытовых потребителей и малого бизнеса", - сказала она.

Проблемой также является нехватка технической оснащенности потребителей. Не хватает счетчиков на некоторые виды услуг, не определены технические нормы по присоединению для некоторых услуг.

Что касается будущего омбудсмена, то он не должен быть мощным органом, который мог бы блокировать решения регулятора, считает С. Голикова. По ее мнению, у омбудсмена должно быть две функции. Первая — серьезная информационная и разъяснительная работа для потребителей. Вторая — рассмотрение судебных споров между бытовыми и мелкими коммерческими потребителями и поставщиками услуг.

"Государство должно гарантировать, наличие такого органа. Но участие в избрании или назначении такого омбудсмена должно было быть, как сегодня в арбитраже – потребитель и поставщик выбирают себе арбитра", — сказала С. Голикова.

Председатель НКРЭКУ Дмитрий Вовк сообщил об инициативах своей комиссии по защите потребителей. Одними из самых серьезных проблем являются недостаточная осведомленность потребителей и отсутствие финансового обеспечения такой осведомленности. "НКРЭКУ выступила с инициативой законопроекта о доступе к ключевой информации в сфере энергетики и коммунальных услуг. Такой закон был подан президентом, и в начале 2016 г. был проголосован Верховной Радой", — сообщил Д. Вовк.

Комиссия также добилась внесения изменений в Правила пользования электрической энергией. "Были урегулированы вопросы, которые касаются как популярных вещей, таких как счетчики, так и тех моментов, когда невозможно заключить договор. Были обработаны все обращения и внесены изменения во вторичное законодательство", — сказал Д. Вовк.

Также внесены изменения, касающиеся промышленных потребителей. "Если говорить о промышленных потребителях, то последние изменения, которые мы вносили и мониторим их использование — это отход от предоплаты за электрическую энергию для бюджетных учреждений. На это было очень много жалоб", — сказал он.

В настоящее время потребители обращаются со своими проблемами в сеть информационно-консультационных центров, которые существуют при каждом облэнерго. Эти центры работают совместно с территориальными представителями комиссии, рассматривают обращения. "Есть определенная процедура рассмотрения разных типов обращений. Их на сегодня примерно 80 тыс, это раза в два меньше, чем было в 2012 г. Большое количество жалоб по присоединению были урегулированы. Остается большое количество, примерно 30%, жалоб по расчетам. Это сопоставимо с другими странами, поэтому лишь путем технических мероприятий проблему можно будет урегулировать", — сказал глава НКРЭКУ.

Заместитель бизнес-омбудсмена Ярослав Грегирчак рассказал о работе бизнес-омбудсмена в Украине. Он подчеркнул, что бизнес-омбудсмен дает исключительно рекомендации, порядка 9/10 которых выполняется благодаря тому, что бизнес-омбудсмен имеет большой репутационный вес. Этот институт основан не только правительством, но и ЕБРР, ОЭСР и пятью крупными отечественными бизнес-ассоциациями. "Это продукт совместной воли", — отметил Я. Грегирчак. Кроме того, сама эта персоналия омбудсмена является ключевым фактором убедительности –это бывший еврокомиссар и министр финансов Литвы Альгирдас Шемет.

"Если появится энергетический омбудсмен, то с точки зрения своего мандата он, скорее всего, просто дополнит тот функционал, который есть у нас, как у совета бизнес-омбудсмена. Он, в основном, будет "заточен" на физлиц", — считает Я. Грегирчак.

Он также отметил, что при окончательной разработке законопроекта стоит учесть, что институт омбудсмена — это орган, который не наделен властными полномочиями. Если появится какой-то элемент наделения его властными полномочиями, возможно, путем делегирования ему определенного функционала, которым сейчас наделена НКРЭКУ, то тогда будет фактически создаваться квазиорган исполнительной власти, это уже не будет омбудсмен.

Заместитель начальника департамента энергоэффективности НАК "Нафтогаз Украины" Алексей Хабатюк рассказал о защите потребителей природного газа, в том числе уязвимых. Не все механизмы защиты бытовых потребителей работают, сказал он. Так, потребители фактически лишены возможности свободно выбирать поставщика, а положения правил и типового договора не согласованы.

Председатель наблюдательного совета ПАО "Киевэнерго" Иван Плачков говорил о проблемах защиты потребителей электрической энергии, связанных с неопределенностью статуса внутридомовых и распределительных сетей. Он сомневается в том, что закон про омбудсмена будет работать, если его примут.

"Мы два года назад приняли закон о ЖКХ — он не работал, приняли новый, он тоже не работает. Приняли закон о рынке газа — не работает. Приняли закон о рынке электроэнергии – не работает. И о НКРЭКУ закон не работает — мы тогда его приняли, поаплодировали, отчитались, а он не работает. Я не оптимист в отношении того, что законы будут выполняться, потому что у нас нет исполнительного органа власти", — сказал И. Плачков.

Народный депутат Олег Медуница сообщил, что в Верховной Раде создается межфракционное объединение для защиты потребителей энергетических ресурсов. Сейчас оно насчитывает 71 депутата из разных фракций.

Председатель Ассоциации потребителей энергетики и коммунальных услуг Андрей Герус сообщил о недостатках существующей системы субсидирования. Если субсидии получают 30% домохозяйств, то система субсидий становится неэффективной, отметил он. Кроме того, если говорить о повышении цен на энергоносители, то такие решения часто принимаются с учетом интересов производителей, а не потребителей. "При всех решениях важно помнить, что мы живем в условиях ограниченных ресурсов. Если говорить о потребителе, то он является плательщиком за газ, тепло, электроэнергию, воду, бытовые отходы. Поэтому существует выбор — либо еще выше поднять цены на газ, либо больше денег дать на инвестиционные программы", — сказал он.

В работе круглого стола также приняли участие несколько представителей иностранных и международных структур. Первый секретарь Посольства Великобритании Кейти Котрел рассказала о работе британского регулятора Ofgem, который выполняет функции энергетического омбудсмена. Марин Корнелис, Генеральный Секретарь Сети национальных энергетических омбудсменов (NEON), рассказала о работе энергетических омбудсменов в ЕС. Член группы поддержки Украины Европейской Комиссии Рута Балтаузе говорила о важности конкуренции и прозрачности на энергетических рынках в контексте защиты потребителей.

Все вакансии в Украине ►
Copyright © ЦОИ «Энергобизнес», 1997-2018. Все права защищены
расширенный поиск
Close

← Выберите раздел издания

Искать варианты слов
 dt    dt